Конспекты

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК


ЧЕЛОВЕК КАК БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Понятие «человек» – широкое и многозначное. В словарях и энциклопедиях можно встретить следующие определения.

Человек – это:

– «высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры»

(Философский энциклопедический словарь. – М, 1983);

– «общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформированное на основе общественно-трудовой деятельности» (Биологический энциклопедический словарь. – М, 1986);

– «Общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью»

(Детская энциклопедия, т.6. «Человек». – М, 1960);

– «каждый из людей, высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью» (В. Даль, Толковый словарь, 1866).

На основе обобщения основных существенных признаков человека можно дать следующее определение.

Человек

– биосоциальное существо, обладающее разумом, словесной речью, духовностью и живущее посредством активной деятельности.

Современные исследователи рассматривают человека как существо биопсихосоциальное. К биологической природе человека относятся: физиологическое и анатомическое строение, гены, задатки, естественные потребности. Социальной сущностью человека являются черты и качества, сформированные в процессе общественной жизни: разум, речь, воспитанность, образованность, общительность, социальные и духовные потребности. Психическая составляющая: сознательные и бессознательные процессы, интеллект, воля, память, характер, темперамент, эмоции. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах, включает рациональное мышление, чувства, волевые процессы, память. Бессознательное – психические процессы и состояния, не представленные в сознании: сны, оговорки, творческие «порывы».

Индивид

– отдельно взятый представитель всего человеческого рода, совокупность врожденных черт, присущих Homo Sapiens.

Индивидуальность

– неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности (врожденные и приобретенные), присущие конкретному человеку.

Личность

– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена общества.

Личность

– человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Формирование личности происходит в обществе. С детства человек включается в социальные группы, общественные отношения, культурную среду, получает знания, усваивает правила поведения, ценности общества. Личностью является человек, который способен анализировать собственную деятельность, нести за неё ответственность. Личность имеет собственную жизненную позицию, выполняет в обществе социально значимую роль.

Социализация

– начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.


Этапы и агенты социализации

Этапы

Особенности

Агенты

Первич­ный

Необходима на ранних
этапах жизни ребенка,
характерны личные
отношения с агентами


Непосредственное окружение чело­века: друзья, няни, воспитатели, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок

Вторичный

Необходима на более поздних этапах жизни человека, характерны формально-деловые

отношения с агентами

Опосредованное окружение человека: представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, церкви


Потребности человека

Потребность

– это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Виды потребностей:

  1. Пирамида потребностей А. Маслоу:

– физиологические: в сохранении жизни как биологического организма,

– экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности (первичные потребности),

– социальные: в социальных связях, общении, совместной деятельности,

– престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха, карьере,

– духовные: в самоактуализации, самовыражении, эстетические

(социальные, престижные, духовные – вторичные потребности).

  1. Естественные (в пище, воздухе, воде, сне, отдыхе, продолжении рода),

Социальные (в труде, социальной активности, творчестве, общении),

Идеальные (в познании, самосовершенствовании; эстетические).

III. Подлинные (действительно необходимые человеку),

мнимые (вредные привычки, не связанные с жизненной необходимостью).





Деятельность человека

Деятельность – присущая

только человеку

, форма взаимодействия с окружающим миром.

Деятельность человека

Активность животных

– осуществляется сознательно

– разнообразная и творческая

– преобразует окружающую среду

– используются орудия труда

– основана на инстинкте

– однообразна

– направлена на приспособление

------------


Структура (элементы) деятельности

Субъект

– тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа).

Объект

– то, на что направлена деятельность (природа, общество).

Мотив

– побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Цель

– образ того результата, на достижение которого направлена деятельность. Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Средства

– приспособления, способы и приемы, при помощи которых достигается цель.

Действия

– конкретные этапы деятельности, «шаги» к цели.

Результат

– цель, воплощенная в действительность.

Виды деятельности:

  1. Практическая: материально-производственная (преобразование реальных объектов) и социально-преобразовательная (реформы).

Духовная: познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая.

  1. Созидательная и разрушительная.
  2. Прогрессивная и регрессивная.
  3. Политическая, социальная, экономическая, духовная.
  4. Труд, творчество, игра, обучение, общение.

Труд

– деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.

Творчество

– деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее.

Игра

– деятельность, ориентированная в большей степени на сам процесс, а не на результат. С одной стороны в игре происходит реальное действие, с другой стороны – условное.

Обучение

– процесс приобретения знаний и овладения способами действий, необходимых для успешного взаимодействия с миром.

Общение

– взаимодействие двух и более субъектов, в ходе которого стороны обмениваются мыслями, идеями, чувствами, информацией.

В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит взаимное обогащение.

Виды общения: познавательное, деловое, интимно-личностное.

Субъекты общения могут быть как реальными, так и воображаемыми, иллюзорными (например, в поэзии).

РАЗДЕЛ II. ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Общество

– обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле общество:

– исторический этап развития общества (древнее общество);

– совокупность людей, объединенных общей территорией

(российское общество, европейское общество);

– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

Страна

– часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство

– центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

Система

– это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество

представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить

подсистемы

(сферы) общества:

– экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

– социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;

а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

– политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

– духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

Общественные отношения

(социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Общественные отношения включают в себя:

а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

б) объекты (материальные, духовные);

в) содержание общественных отношений (связи между различными субъектами).




ОБЩЕСТВО КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

  1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

– меняется этап развития всего общества в целом

(аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

– изменения происходят в отдельных сферах общества,

– видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

– одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

– меняются социальные отношения между элементами общества

(между государством и церковью).

  1. Характер развития общества может быть различным:

Эволюция

– медленный, постепенный, естественный процесс развития.

Революция

– коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

Реформа

– частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами.

Модернизация

– существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.

  1. Направления развития общества:

Прогресс

– процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему.

Регресс

– процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

Что же является критерием прогресса?

Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Идея гуманизма: прогрессивным является то, что делается во благо человека; прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, соблюдение прав человека, отношение к природе.




Технологические революции в истории человечества

  1. Переход от присваивающей формы ведения хозяйства к производящей, появление земледелия и скотоводства.
  2. Промышленная революция XVIIIXIX веков. Изобретение телефона, электричества, радио, синтетических материалов.
  3. Научно-техническая революция XX века: резкий скачок в развитии научных знаний, новые источники энергии, коренные изменения в технике, транспорте, связи, появление информационных технологий.

Типология обществ

Типы общества

Традиционное

(аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Способ производства

Сельское хозяйство, традиционные народные промыслы, ручное производство, натуральное хозяйство (производство для себя, а не на продажу)

Промышленность, крупные промышленные предприятия и корпорации, массовое производство.

Активно идёт процесс урбанизации

Информационные, интеллектуальные технологии, глобализация экономики. Наряду с массовым – мелкосерийное производство. Сфера услуг превосходит сферу производства

Принципы устройства

общества

Принципы общинности, коллективизма, строгое сословное деление, отсутствие социальной мобильности, огромное влияние религии. Образование – привилегия высшего слоя общества

Принцип

индивидуализма, классовое деление общества, рост рабочего класса, появление социальной мобильности. Образование становится более доступным, реализовывается идея гуманизма

Высокая ценность

индивидуальности, образованной и всесторонне развитой личности. Деление общества на страты по доходу, власти, престижу профессии, образованию. В полной мере реализуется идея гуманизма и естественных прав

Темпы

развития

Общество консервативно, не любит изменений, основывается на вековых традициях

Общество изменчиво, легко воспринимает инновации, внедряет их в жизнь

Стремительное развитие науки и техники, моментальное внедрение в жизнь

Отношение к

природе

Бережное, как к

матери-кормилице

Потребительское, варварское отношение, «взять от природы все»

Озабоченность

экологическими проблемами, охрана природы


РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА


ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ

Социальная группа

– это устойчивая совокупность людей, имеющая общий

социально-значимый

признак (деятельность, роль, положение в обществе).

Виды социальных групп:

  1. Малая группа (личные отношения, непосредственное взаимодействие между членами группы: семья, школьный класс, трудовой коллектив).

Большая группа (опосредованное взаимодействие между членами группы: горожане, студенты, россияне).


Критерии

Большие социальные группы

Территориальный

Барнаульцы, сибиряки, европейцы

Поселенческий

Горожане, селяне, хуторяне

Демографический: пол,

возраст

Мужчины, женщины,

дети, молодежь, пожилые люди

Этнический

Племена, народности, нации

Профессиональный

Учителя, врачи, ученые, бизнесмены

Конфессиональный

Христиане, мусульмане, буддисты

Отклонения в поведении и здоровье

«Группы риска»: наркоманы, алкоголики, бомжи

  1. Формальные и неформальные.
  2. Реальные и номинальные.

Социальный статус

– положение человека в обществе, предполагающее определенные права и обязанности.

Виды статусов:

– Генеральные (всеобщие) – являются фундаментом статусной позиции личности, присущи каждому члену общества: человек, гражданин.

– Предписанные – статусы, которые даны человеку от рождения: пол, возраст, происхождение, раса.

– Приобретенные (достигнутые) – статусы, которые человек приобретает самостоятельно в процессе жизнедеятельности: профессия, семейное положение, должность.

Социальная роль

– социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом, его деятельность, поведение.

Ролевой набор – совокупность ролей, которые выполняет человек.

Социальная норма

– установленные в обществе правила, образцы поведения людей (руководящее начало, требование, образец).

В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Социальные нормы призваны регулировать общественные отношения, имеют характер «писаных» и «неписаных правил».



Виды социальных норм: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, эстетические а также обычаи, традиции, церемонии.

Правовые нормы общеобязательны, установлены государством, выражены в официальной форме; моральные нормы – выражают представления людей о хорошем и плохом, передаются из поколения в поколение, поддерживаются силой общественного мнения; корпоративные нормы – устанавливаются общественными организациями; религиозные нормы поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи; эстетические – закрепляют представления о прекрасном и безобразном; обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять (празднование юбилея, Нового Года), традиции – ценности, нормы, образцы поведения, унаследованные от предшественников (гостеприимство, встречи выпускников); церемонии – (коронация).

Следование принятым в обществе социальным нормам, характеризует

конформное

поведение. То поведение, которое противоречит принятым в обществе социальным нормам, называется

отклоняющимся

. Отклоняющееся поведение всегда нарушает социальные нормы, но в разной степени. Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам, принятым значительной частью людей (пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, гомосексуализм), делинквентным – преступное поведение.


Отклоняющееся поведение


отклоняющееся негативное отклоняющееся позитивное

Террористы, преступники, предатели, анархисты, вандалы, бродяги

Национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, спортсмены


Социальный контроль

– целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности.

Социальные санкции

– система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм; и наказаний за их нарушение.

Санкции

позитивные

негативные

формальные

Ф+

Ф–

неформальные

Н+

Н–


Ф+ Публичное одобрение со стороны официальных организаций: госу-

дарственные премии, награды, почетная грамота, памятник.

Н+ Публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций:

дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почет.

Ф – Наказания, предусмотренные правом: тюремное заключение, арест,

увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности.

Н – Насмешка, нелестная кличка, бойкот, высмеивание в фельетоне.




СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

В любом обществе, начиная с древнейших времен, существовало социальное неравенство. Устранимо ли оно? Марксистско-ленинское учение обосновывало возможность и необходимость социального равенства. Другие исследователи считают социальное неравенство положительным явлением, т. к. оно стимулирует развитие общества.

Социальное неравенство порождается многими факторами: разделение труда (умственный и физический; в сфере торговли и образования), уклад жизни (селяне и горожане); разные социальные роли (начальник и подчиненный). В обществе, таким образом, осуществляются разнообразные функции и оно функционирует как единый социальный организм. Изучение социальной структуры различных обществ доказывает, что социальное неравенство – это неизбежное закономерное явление.

Социальная дифференциация

– это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Социальное неравенство проявляется в наличии привилегий для отдельных групп, ограничении в правах отдельных социальных групп.

Социальная структура общества

– это совокупность социальных групп, слоев, расположенных определенным образом друг относительно друга.

Существует два основных подхода к анализу социальной структуры общества.

  1. Классовая теория (А. Смит, К. Маркс, В. Ленин)

Класс

– это большая группа людей, которую объединяют следующие признаки: отношение к средствам производства, характер труда, размер дохода, способ получения дохода в свое распоряжение.

Главный признак деления общества на классы –

собственность

.

Классы: рабы и рабовладельцы; буржуазия и пролетариат.

В СССР структура общества описывалась по формуле 2+1:

два основных класса (рабочие и крестьяне) + прослойка (интеллигенция).

  1. Теория социальной стратификации (П. Сорокин)

Страта

– это общественный слой или группа людей, объединенных какими-либо общими признаками (имущественными, профессиональными и другими).

Социальная стратификация

– это разделение общества на разные страты: группы, слои, выделенные по определённому критерию.

Исторические типы стратификации: рабство – форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах, когда один человек выступает собственностью другого; каста – социальная группа, членство в которой передаётся человеку только по рождению, запрещены переход в другую касту и браки с представителями других каст (касты Индии: брахманы – священнослужители; кшатрии – воины; вайшьи – купцы; шудры – крестьяне, ремесленники, рабочие; неприкасаемые не входят ни в одну касту и занимают низшее положение в обществе); сословие – социальная группа, обладающая закреплённым обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, принадлежность к сословию передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью (высшие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, низшие: крестьяне, ремесленники); класс – большая группа открытого типа, принадлежность к которой не устанавливается законодательно, не передаётся по наследству.

Критерии стратификации

в современном обществе:

1) доход; 2) престиж профессии

(оценка обществом значимости, привлекательности данной профессии);

3) объем власти и могущества; 4) уровень образования.

Виды стратификации:

1) одномерная: экономическая, политическая, профессиональная.

2) двумерная: использованы 2 критерия.

3) многомерная: использованы 3 и более критерия.


В любом обществе можно выделить высшие, средние и низшие слои.




Чем многочисленнее средний слой, тем более благополучно и стабильно данное общество. В развитых странах доля средних слоев составляет более 60%.


Социальная мобильность

– это перемещение из одной социальной группы в другую, изменение социального статуса, места в социальной структуре.

Виды социальной мобильности:

  1. По количеству человек, совершающих мобильность:

а) групповая – изменение социального статуса той или иной социальной группы; возникновение новых, отмирание отдельных социальных групп,

б) индивидуальная – перемещение в обществе одного человека.

  1. По направленности перемещения:

а) горизонтальная – перемещение в географическом пространстве, переход в другую группу без изменения социального статуса.

б) вертикальная восходящая – перемещение вверх в социальной структуре,

вертикальная нисходящая – перемещение вниз в социальной структуре.

Продвижению вверх по общественной лестнице способствуют, так называемые,

«социальные лифты»

: армия, церковь, школа, удачный брак.

По свободе перемещения, общества делятся на открытые, где легко можно переместиться из одного слоя в другой и закрытые, где границы между слоями непроницаемы и перемещения в другие слои невозможны (касты в Индии, сословные феодальные общества).

Маргиналы

– лица, выпавшие из социальной структуры общества, занимающие промежуточное положение между слоями; оставившие один класс (страту, группу) и не примкнувшие, по каким-либо причинам, к другому: безработные, пенсионеры, эмигранты, беженцы.

Люмпены

– категория людей, опустившихся на «дно» общественной жизни: бродяги, нищие, бомжи.

РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА


КУЛЬТУРА

«Культура» (лат.) первоначально «возделывание, культивирование почвы». В мировой литературе насчитывается сотни определений понятия «культура».

В самом широком смысле,

культура

– все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а так же ее результаты (все созданное человеком).<